Содержание:
От 6 по 9 апреля 2004 года в Санкт-Петербурге был проведен симпозиум, организованный Центром изучения культуры. В рамках мероприятия была подготовлена и представлена информация, опубликованная в материалах с номерами страниц от 189 до 192 данного издания.
В странах, расположенных вокруг Индийского и Тихого океанов, распространена практика жевания листьев бетеля (Piper betle), которые обладают незначительным, но заметным психотропным эффектом.
Для приготовления соответствующего снадобья из данного растения формируют своеобразные свертки, содержащие в себе орех арека, известь для стимуляции слюноотделения, а также различные пряности и местные компоненты. Полученный продукт может быть немедленно употреблен в процессе жевания или же помещен между щекой и десной, где он способен оставаться в течение многих часов, включая период отдыха.
Португальские путешественники, прибывшие к берегам Индии в 1498 году, впервые детально задокументировали обряды употребления бетеля и его жевания.
В местном малаяламском языке листья перечной пальмы Piper betle обозначаются термином "vettila", тогда как плоды арековой пальмы Areca catechu известны как "adakka" или "adekka". Названия этой смеси и ее компонентов проникли в европейские языки, пройдя через португальский язык.
В 1511 году португальцы обосновались в городе Гоа и быстро освоились с местной традицией жевания бетеля.
К 1513 году губернатор Португальской Индии, Афонсу де Албукерке, уже выражал недовольство тем, что среди его соотечественников преобладает потребление бетеля и общение с африканскими женщинами. Местные жительницы были завязчивыми жевательницами бетеля, которым не могли отказаться ни на день. Таким образом, они обучали этой привычке и своих супругов. Впоследствии, в Нидерландской Индии, именно эта особенность была отличительным признаком для недавних прибывших голландцев по сравнению с жителями, проживавшими там длительное время.
Около десятой части мирового населения употребляют бетель, что сделало это растение ключевым элементом обрядов и социальных взаимодействий у множества культур в Индийском субконтиненте, Цейлоне, южных районах Вьетнама, Бирмы, Индонезии, Филиппин, в некоторых областях Китая, на Тайване, Хайнане, а также на западе Океании, включая Новую Гвинею и Каролинские острова в Микронезии, а также острова Тикопия и Санта Крус в Меланезии.
Археологические находки свидетельствуют о том, что семена бетеля и арековой пальмы были обнаружены в Таиланде, датируемые периодом между 5500 и 7000 годами до нашей эры. Культивация бетеля началась в 3-м тысячелетии до нашей эры на таких островах, как Тимор на востоке Малайского архипелага и Палаван в Филиппинском архипелаге.
Бетель происходит из Юго-Восточной Азии, откуда распространился на другие территории, в частности, в Индию.
Это растение было занесено мигрантами на остров Мадагаскар, Реюньон, а также в определенные области Восточной Африки, включая Занзибар и Танзанию. На островах Фиджи наблюдается две параллельные традиции употребления растений: меланезийцы пьют напиток из корней Piper methisticum, в то время как индийцы предпочитают бетель.
Высокая популярность бетеля обусловлена рядом факторов.
Прежде всего, Piper betle процветает в регионах с тропическим климатом, где он является доступным и недорогим продуктом. В северных частях Китая, где бетель импортировали из Вьетнама или Бирмы, он когда-то считался предметом роскоши. Однако к XIX веку этот продукт был в значительной степени заменен опиумом.
Во-вторых, компоненты смеси бетеля проявляют выдающиеся фармакологические качества, включая способность снижать чувство голода и боли, поднимать душевное состояние и придавать свежесть.
В различных культурах этот продукт использовался в важных ритуалах: мальчикам перед обрезанием, индийским вдовам перед традиционным ритуалом сати, а также осужденным в Китае перед смертной казнью.
В древнеиндийском медицинском трактате I века нашей эры утверждается, что бетель обладает мощными очистительными свойствами для полости рта, придавая ей привлекательный аромат и красоту, а также укрепляя голос, язык, зубы и челюсти.
Кроме того, упоминается о его полезности для органов чувств и способности предотвращать болезни. В более позднем трактате IV века н.э. выделяется обширный список уникальных качеств данного вещества, включая его разнообразные вкусовые характеристики и свойства, такие как противодействующие метеоризму, уничтожение глистов, удаление слизи, нейтрализация неприятных запахов и стимуляция чувственности.
Авиценна, известный врач средневековой Персии, применял бетель в лечебных целях для остановки кровотечения. В Меланезии традиционно верили, что этот продукт может снижать температуру тела, улучшать работу кишечника и эффективно бороться с паразитами.
Исследования в области медицины не оправдали ряд теорий, связанных с положительными эффектами бетеля, такими как укрепление зубов и десен, а также улучшение запаха дыхания.
Напротив, при отсутствии адекватной гигиены полости рта, употребление бетеля может приводить к потемнению эмали и образованию зубного камня, что в свою очередь вызывает воспаление десен. В настоящее время специалисты анализируют вероятные связи между использованием бетелевой смеси и риском развития злокачественных новообразований в ротовой полости.
При употреблении орехов арека происходит реакция с участием активного соединения - ареколина, который содержится в их составе.
Благодаря взаимодействию с солями кальция, ареколин трансформируется в алкалоид арекаидин. Действие этих веществ на организм напоминает эффект, оказываемый маслом, содержащимся в зеленых листьях бетеля, вызывая чувство благополучия и функционируя сходным образом с никотином.
Эти природные соединения способствуют процессу пищеварения, снижая кислотность в желудке. Фенол, присутствующий в листьях бетеля, проявляет антисептические свойства и оказывает обезболивающее действие. Притягательность бетеля может быть столь же мощной, как и у табака, а также наркотических веществ.
В дополнение к своим свойствам, фенол, содержащийся в бетеле, вызывает изменение цвета слюны на красный, что согласуется с представлениями о магической силе таких жидкостей, как слюна и кровь.
Эти представления играют ключевую роль в религиозных и общественных практиках различных культур данного региона, особенно в ритуалах, связанных с жизненным циклом, таких как обрезание, усечение зубов, прокалывание ушных мочек, вручение священного шнура брахманам и т.д.
Принятие решения о прекращении употребления бетеля часто символизирует период траура. В народной магии бетель используется для умиротворения и охраны от недобрых духов.
В контексте культуры потребления бетеля сформировались как правила вежливости, так и разнообразный комплект принадлежностей для подготовки и использования продукта.
К таким принадлежностям относятся крючки и щипцы для орехов, ложки и ёмкости для извести и других составляющих, ступки, подносы, отсосные трубки и прочие предметы, которые, наряду с одеждой и аксессуарами, представляют собой важную составляющую материальной культуры.
В регионе Юго-Восточной Азии фармацевтические приспособления для бетеля считались регалиями монархов и выступали в качестве дипломатических презентов, переходя из поколения в поколение.
В Азии европейцы вскоре столкнулись с бетелем, который являлся ключевым элементом дворцовой церемониальности.
Отказ от употребления бетеля из чаши хозяина считалось оскорбительным. В связи с этим, принимая на своей территории правителей Азии, европейцы были вынуждены соответствовать местным обычаям этикета.
Вице-король Индии получил согласие на приобретение официального инструмента для употребления бетеля в рамках голландской колонии в Индии.
В названиях жевательных смесей на восточных языках присутствуют наименования листа бетеля и плода арековой пальмы: например, на языке хинди это pan-supari, а на малайском - siri-pinang.
При этом способы обработки арекового ореха влияют на методы его употребления. В странах Восточной Азии, таких как Китай, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, а также в восточной части Индонезии и западной Океании, предпочитают употреблять свежий арековый орех, который легко разжевывается и режется ножом.
В Индии и регионах, где распространена индийская культура, включая Мьянму, часть Таиланда, Малайзию и западную Индонезию, используют сушеный арековый орех, который разбивают специальными резаками. Иногда орех варится в молоке или сиропе и подкрашивается различными красителями.
Растительный лист бетеля покрывают массой из гашеной извести, полученной путем обжига мела, кораллов или морских раковин при высоких температурах и измельчения в целебный порошок.
При его приготовлении иногда используют кокосовое масло и сливки, а также ингредиенты, характерные для разных регионов, такие как розовая или желтая куркума на Цейлоне. В Индии добавляют пасту катху из акации и арековых орехов, насыщенную танинами и имеющую терпкий вкус; в Малайзии и Индонезии - специальный состав из Uncaria gambir, а также свежие, вареные и высушенные табачные листья с ароматными специями и розовой водой.
Дополнительно в бетелевый набор могут входить такие компоненты, как укроп, куркума, шафран, тмин, кориандр, мускатный орех, имбирь, кардамон, корица, гвоздика, семена арбуза и огурца, ментол, сахарный сироп, розовая вода, мята, кокосовая стружка, серебряная фольга леукофиллум, камфора как стимулятор настроения и др.
Содержащиеся в бетель экзотические духи, такие как мускус и амбра, а также дорогостоящие ингредиенты, подчеркивали высокий социальный статус их владельца.
Французский исследователь из XVII века, Тавернье, свидетельствовал о том, что в бетель правителя Бантама на острове Ява вносили измельченное жемчужное порошкообразное вещество. Ниже приведен алгоритм перефразирования текста, который использовался для генерации новой версии: 1. Замена сложных терминов или понятий на распространенные синонимы или описания без ущерба для смысла.
2. Внесение изменений в структуру предложений и использование параллельных конструкций, если это. 3. Использование вариаций в построении предложений, чтобы избежать повторения моделей выражения. 4. Применение синонимов или местоимений, где это уместно и не искажает первоначальный смысл.
5. Проведение корректировки грамматики и стиля для создания естественно звучащего текста.
Искусство приготовления бетеля достигло своего апогея. От влияния эстетических характеристик – вида, цвета смеси – зависели вкусовые качества и стоимость конечного продукта. В Индии традиционно вырезали треугольные ломтики бетеля; на севере формировали конусные сворачи, а на юге – цилиндрические. Важно было аккуратно отделить наилучшие и худшие части каури и тщательно порезать их на элементы требуемой формы.
Эксперты в данной области способен определить не только вид лозы beletea, но и технику ее культивирования, основываясь на характеристиках ее листвы.
Влияние на аромат листа оказывает сорт растения, вокруг которого обвита лиана Piper betle, чаще всего предпочитающая капок или кокосовую пальму. Листья собирались с древесных растений и доводились до состояния готовности, что производилось посредством укрытия рисовой соломой или закапывания в почву.
Чтобы защитить листья от высыхания, их помещали в воду или оборачивали влажной тканью.
В Индии традиционное производство бетеля осуществляется кастами, известными как бараи и торея, которые обеспечивают его выращивание, в то время как каста тамболи отвечает за коммерциализацию этого продукта. Эти общности связывают культуру бетеля с древним культом почитания змей. Согласно верованиям бараи, бетель был создан королевой змей, вышедшей из кончики своего мизинца. В период XVII века колониальные правители из Англии охарактеризовали бетелевые плантации и огороды как сакральные объекты, ассоциируемые с сатанинскими культами.
При подготовке к продаже листья бетеля очищают от стеблей и жилки, в соответствии с местным мифом, согласно которому герой получил лист бетеля от змея, удерживая его за стебель во рту.
Этикетная церемонность приготовления и подачи бетеля в исторических дворах была крайне сложной и насыщенной символикой.
Во время приёма послов монарх неизменно курсил бетель, а вокруг его трона находились служанки, имевшие при себе необходимые принадлежности. Трансляция бетеля придворным чиновникам интерпретировалась как передача обязательств.
Тонкости данного ритуала отражали отношение к прибывшему гостю: момент предъявления бетеля обозначал начало или завершение визита, его количество определяло продолжительность беседы, способ предоставления — личной помощью или через поднос — свидетельствовал о социальной близости или отдалении, а качество посудой — насколько желательна была визит гостя; не менее важными были правила сплевывания слюны в специальные емкости для.
Предложение гостю бетеля из собственного прибора или даже жевания его одним из зубов отвечало высочайшей степени признательности. Однако, учитывая возможность добавления яда в известь, гость имел право брать листья и орехи из прибора своего хозяина, при этом известь для жевания бетеля он должен был приносить с собой.
В традиции, где женщины должны были демонстрировать свое мастерство в приготовлении бетеля, этот ритуал служил выражением красоты и изысканности перед любимыми мужчинами, супругами и их семьями.
Бетель выступала ключевым элементом обрядов ухаживания и союза брачного. При этом в дальней родственники во время ритуалов свадьбы и похорон не приглашались к столу с бетелем, что подчеркивало их особое положение. В рамках некоторых индийских сообществ употребление бетеля было ограничено для женатых лиц, в то время как незамужним брахманам, учащимся, аскетам и вдовам этот обычай был строго запрещен. Угощение бетелем было принято и в отношении друзей, посетителей, начальников, а также поклонением сверхъестественным силам.
В конце 2-го тысячелетия нашей эры резкое изменение политических и экономических условий в регионе привело к сужению аспектов ритуального и социального использования бетеля.
Рост конкуренции среди продуктов с аналогичными эффектами тонул в классификации порядка, которую разработал немецкий ученый Л. Левин: он объединил бетель, кат, напитки из кофе, чая, какао и табак в группу Excitantia («возбуждающие средства»). Не смотря на религиозные ограничения, в Юго-Западной Азии кат до сих пор пользуется популярностью, а в странах Южной Азии продолжают употреблять бетель.
В Индии бетель занимает особое место среди восьми источников удовольствия, известных как бхоги, куда входят также мази для растирания, благовония из ладана, прекрасные женщины, мелодии музыки, удобные кровати, вкусная еда и цветущие растения.
Вероятно, традиция потребления бетеля в Южной и Юго-Восточной Азии сохраняется благодаря меньшему количеству социальных и религиозных запретов, касающихся его использования, в сравнении с алкоголем и табаком, а также из-за менее интенсивных усилий по его искоренению. В Мьянме и Шри-Ланке буддийские монахи, чье курение строго ограничено, прибегают к жвачке бетеля как к стимулятору, помогающему в медитации.
В настоящее время домашнее приготовление бетеля стало менее распространенным и осуществляется с меньшим количеством ритуалов.
Вместо этого в ресторанах после трапезы предлагаются экзотические смеси для жевания, а на улицах продавцы предлагают бетель различной рецептуры, включая местные вариации "фаст-фуда" (с помолом арекового ореха, ментолом и другими ингредиентами в промышленной упаковке).
Эти новые, недорогие и удобные в использовании продукты, во многом благодаря рекламе, удовлетворяют человеческую потребность в приятных ощущениях. В то же время бетель уступает позиции табаку и алкоголю, которые завоевывают все большую популярность среди молодого поколения.
С вами была Татьяна Андреева